УТВЕРЖДЕНA
Указом Президента
Российской Федерации
от 30 января 2010 г. № 120
ДОКТРИНА
продовольственной безопасности
Российской Федерации
I. Общие положения
1. Настоящая Доктрина представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи и основные направления государственной экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации.
В настоящей Доктрине развиваются положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, касающиеся продовольственной безопасности Российской Федерации, учтены нормы Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 27 июля 2001 г., и других нормативных правовых актов Российской Федерации в этой области.
2. Продовольственная безопасность Российской Федерации (далее – продовольственная безопасность) является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе, фактором сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшей составляющей демографической политики, необходимым условием реализации стратегического национального приоритета – повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения.
В соответствии с положениями Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года национальные интересы государства на долгосрочную перспективу заключаются в том числе в повышении конкурентоспособности национальной экономики, превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.
Стратегической целью продовольственной безопасности является обеспечение населения страны безопасной сельскохозяйственной продукцией, рыбной и иной продукцией из водных биоресурсов (далее – рыбная продукция) и продовольствием. Гарантией ее достижения является стабильность внутреннего производства, а также наличие необходимых резервов и запасов.
3. Основными задачами обеспечения продовольственной безопасности независимо от изменения внешних и внутренних условий являются:
4. Настоящая Доктрина является основой для разработки нормативных правовых актов в сфере обеспечения продовольственной безопасности, развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов.
Настоящая Доктрина учитывает рекомендации Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций по предельной доле импорта и запасов продовольственных ресурсов, а также определяет основные понятия, используемые в сфере обеспечения продовольственной безопасности.
5. Продовольственная независимость Российской Федерации – устойчивое отечественное производство пищевых продуктов в объемах не меньше установленных пороговых значений его удельного веса в товарных ресурсах внутреннего рынка соответствующих продуктов.
Продовольственная безопасность Российской Федерации – состояние экономики страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни.
Показатель продовольственной безопасности – количественная или качественная характеристика состояния продовольственной безопасности, позволяющая оценить степень ее достижения на основе принятых критериев.
Критерий продовольственной безопасности – количественное или качественное пороговое значение признака, по которому проводится оценка степени обеспечения продовольственной безопасности.
Рациональные нормы потребления пищевых продуктов – рацион, представленный в виде набора продуктов, включающего пищевые продукты в объемах и соотношениях, отвечающих современным научным принципам оптимального питания, учитывающий сложившуюся структуру и традиции питания большинства населения.
Экономическая доступность продовольствия – возможность приобретения пищевых продуктов по сложившимся ценам в объемах и ассортименте, которые не меньше установленных рациональных норм потребления, обеспеченная соответствующим уровнем доходов населения.
Физическая доступность продовольствия – уровень развития товаропроводящей инфраструктуры, при котором во всех населенных пунктах страны обеспечивается возможность приобретения населением пищевых продуктов или организации питания в объемах и ассортименте, которые не меньше установленных рациональных норм потребления пищевых продуктов.
6. Исходя из требований продовольственной независимости основными источниками пищевых продуктов является продукция сельского, лесного, рыбного, охотничьего хозяйства, а также пищевой промышленности. Определяющую роль в обеспечении продовольственной безопасности играют сельское и рыбное хозяйство и пищевая промышленность.
Укрепление и развитие сотрудничества с международными и региональными организациями, налаживание механизмов межгосударственных диалогов и развитие отношений с ведущими государствами всех регионов мира по вопросам продовольственной безопасности в соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации отвечают национальным внешнеполитическим и экономическим интересам страны.
Вступление во Всемирную торговую организацию на условиях, отвечающих национальным интересам Российской Федерации, также будет способствовать укреплению продовольственной безопасности страны.
7. Для оценки состояния продовольственной безопасности используется следующая система показателей:
а) в сфере потребления:
б) в сфере производства и национальной конкурентоспособности:
в) в сфере организации управления:
8. Для оценки состояния продовольственной безопасности в качестве критерия определяется удельный вес отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка соответствующих продуктов, имеющий пороговые значения в отношении:
9. Обеспечение продовольственной безопасности сопряжено с рисками, которые могут существенно ее ослабить. Наиболее значимые риски относятся к следующим категориям:
10. Наличие перечисленных рисков формирует угрозы продовольственной безопасности, которые могут приводить к несоблюдению пороговых значений критерия продовольственной безопасности. Устойчивость развития экономики страны требует реализации мер государственного регулирования для преодоления:
11. С учетом рисков и угроз продовольственной безопасности государственная экономическая политика в сфере ее обеспечения, составной частью которой является государственная аграрная и морская политика, должна осуществляться по следующим основным направлениям.
В сфере повышения экономической доступности пищевых продуктов для всех групп населения предстоит особое внимание уделить осуществлению мер, направленных на снижение уровня бедности, обеспечение приоритетной поддержки наиболее нуждающихся слоев населения, не имеющих достаточных средств для организации здорового питания, а также на организацию здорового питания беременных и кормящих женщин, детей раннего, дошкольного и школьного возраста, здорового питания в учреждениях социальной сферы (далее – социальное питание).
В части физической доступности пищевых продуктов предстоит развивать межрегиональную интеграцию в сфере продовольственных рынков и продовольственного обеспечения, более эффективно использовать механизмы поддержки регионов, находящихся в зонах недостаточного производства пищевых продуктов или оказавшихся в экстремальных ситуациях, повысить транспортную доступность отдаленных регионов для гарантированного и относительно равномерного по времени продовольственного снабжения их населения, создать условия для увеличения числа объектов торговой инфраструктуры и общественного питания различных типов.
В части формирования государственного материального резерва должны определяться номенклатура соответствующих материальных ценностей и нормы их накопления.
12. Для обеспечения безопасности пищевых продуктов необходимо контролировать соответствие требованиям законодательства Российской Федерации в этой области сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия, в том числе импортированных, на всех стадиях их производства, хранения, транспортировки, переработки и реализации. Необходимо исключить бесконтрольное распространение пищевой продукции, полученной из генетически модифицированных растений с использованием генетически модифицированных микроорганизмов и микроорганизмов, имеющих генетически модифицированные аналоги.
Предстоит продолжить гармонизацию с международными требованиями показателей безопасности пищевых продуктов на основе фундаментальных исследований в области науки о питании.
Необходимо совершенствовать систему организации контроля безопасности пищевых продуктов, включая создание современной технической и методической базы.
13. В области производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия усилия должны концентрироваться на следующих направлениях:
14. В области устойчивого развития сельских территорий должны получить развитие следующие направления:
15. В области внешнеэкономической политики необходимо обеспечивать:
16. Формирование внешнеэкономической политики должно осуществляться с соблюдением критериев продовольственной безопасности.
17. Механизмы обеспечения продовольственной безопасности устанавливаются в соответствующих нормативных правовых актах, определяющих условия функционирования экономики страны и ее отдельных отраслей, обеспечиваются финансовыми ресурсами федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Меры и механизмы, обеспечивающие продовольственную безопасность, направлены на надежное предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности и должны разрабатываться одновременно с государственными прогнозами социально-экономического развития страны.
Правительство Российской Федерации обеспечивает ежегодную разработку балансов ресурсов и использования основных видов сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия.
18. В целях повышения доступности пищевых продуктов для всех групп населения необходимо принять следующие решения:
19. Формирование здорового типа питания потребует:
20. В сфере производства и оборота сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия предстоит осуществить меры, направленные на:
21. В области организации и управления обеспечением продовольственной безопасности необходимо:
22. Система обеспечения продовольственной безопасности определяется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также решениями Совета Безопасности Российской Федерации.
23. Правительство Российской Федерации:
24. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации во взаимодействии с федеральными органами государственной власти:
25. Совет Безопасности Российской Федерации рассматривает в рамках национальной безопасности стратегические вопросы обеспечения продовольственной безопасности, подготавливает рекомендации по выполнению федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложенных на них функций в этой сфере деятельности.
26. Реализация положений настоящей Доктрины позволит обеспечить продовольственную безопасность как важнейшую составную часть национальной безопасности, прогнозировать и предотвращать возникающие угрозы и риски для экономики страны, повышать ее устойчивость, создавать условия для динамичного развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, улучшения благосостояния населения.
Теги: Россия, продовольственная безопасность, продбезопасность
Рынок мяса в России в 2016 году продолжил адаптироваться к новым параметрам: снижению платежеспособного спроса населения на фоне продолжения роста отечественного производства в птицеводстве и свиноводстве и роста насыщенности рынка. В результате в отрасли активизировались процессы консолидации активов.
Британская газета «Дейли телеграф» опубликовала рейтинг государств по количеству потребления мяса на одного человека в год. Оказалось, что больше всех мясной пищи едят жители Соединенных штатов, а меньше всех – граждане Бангладеша.
В РФ может возникнуть база, содержащая данные о нарушителях требований к качеству пищевой продукции. Информацию будут предавать огласке в интернете.
За 2015 год куриное мясо в среднем по России подешевело на 6%. Торговая площадка для аграриев Agro2b.ru составила рейтинг регионов, где куриное мясо за год сильнее упало в цене, а где цены, наоборот, выросли. Также мы рассмотрим регионы с самыми демократичными и самыми высокими ценами на куриное мясо, вспомним лидеров прошлого года и расскажем об изменениях, произошедших на рынке мяса птицы в 2015 году.
За 2015 год производство свиней на убой в живом весе во всех категориях хозяйств Российской Федерации составило 3 млн 969 тысяч тонн, увеличение на 3,8% (145,9 тысяч тонн) относительно 2014 года, в том числе в сельскохозяйственных организациях 3 млн 097 тыс. тонн, что на 8,3% (237 тысяч тонн) больше, чем годом ранее.
Разведение скота и птицы на убой в живом весе во всех хозяйствах за прошлый год увеличилось по сравнению с 2014 годом на 4,6% (589,5 тыс. тонн), и составил 13,5 млн. тонн. Основной прирост производства скота и птицы составляют свиньи (4,5%), птицы (8%), овцы и козы. А вот производство крупного рогатого скота немного уменьшили свои показатели (1%).
Совокупная емкость рынка мяса в России в 2015 году вновь сокращается и, по оценкам ИКАР, составит 10,6 млн. тонн, что на 1,6% ниже уровня 2014 года. Стоит отметить, что темпы сужения емкости рынка замедлились по сравнению с прошлым годом, когда был зафиксирован уровень в 2,8%. Исходя из показателя численности населения РФ в 146 млн. человек (с учетом КФО), расчеты показывают, что за год среднедушевое потребление мяса снизилось с 73,8 кг/чел до 72,6 кг/чел.
В 2014 году граждане РФ сократили присутствие мяса и мясных продуктов в своём рационе на 2–3%.
«Мы не заместим импорт и за десять лет» Чтобы отечественное мясо потеснило зарубежных конкурентов, оно должно стать дороже и продаваться на экспорт, — так видит импортозамещение глава Национального мясного союза Сергей Юшин. Об этом парадоксе и ошибках, с...
В России за 2014 год было произведено более 12,7 миллиона тонн мяса в живом весе. По сравнению с данными за 2013 год данный показатель вырос на 489 тысяч тонн или на 4 процента.
Уже не впервые мясной рынок России отмечает ускорение роста цен на мясо птицы, которое снова обгоняет свинину по этому показателю. Об этом сообщает Министерство с/х, ссылаясь на сведения Росстата. Согласно этим данным, потребительская цена за неделю (до 29 сентября) поднялась на 0,6% и составила 133,45 руб./кг. За год рост составил 24,2%.
Оптовая стоимость живых свиней в России выросла с начала 2014 года более чем на 40%, превысив рекордные для отрасли 100 руб. за килограмм. Следом — правда, не так резко — начали повышать цены переработчики «живка» и ритейлеры.
Падение рубля по отношению к доллару привело к ожидаемому подорожанию всех видов продуктов питания. Исходя из информации, полученной от представителей Минсельхоза, только мясо и овощи за достаточно короткий период поднялись в цене на 25%.
За прошлый год производство свинины в России вышло на уровень 3,6 млн тонн. Это больше показателей предыдущего 2012 года на 10,3%.
Объем производства мяса и пищевых субпродуктов убойных животных в РФ в 2013 году вырос на 24,5% по сравнению с 2012 годом и составил 1,7 млн тонн.
2013 год был крайне «пестрым» для мясной отрасли. Так, в первой половине года наблюдалось снижение маржи из-за рекордно высоких цен на корма на фоне низких цен на основные виды мяса...
По мнению экспертов Департамента животноводства и племенного дела Минсельхоза России, в уходящем 2013 году подотрасли свиноводства и птицеводства вышли на лидирующие позиции по производству мясной продукции в Российской Федерации
Отрасль демонстрирует очень хорошую динамику. В результате мы по многим позициям полностью обеспечили себя отечественными товарами...
В сельскохозяйственных организациях России к 1 ноября 2013 г насчитывалось 400 млн. голов птицы, что на 1,6 % опережает показатель на соответствующую дату 2012 г.
За 9 месяцев 2013 года производство свиней, предназначенных на убой, достигло чуть менее 3 млн. т, что на 272 тысячи тонн превышает показатели прошлого года...
СервисЭкспо рекомендует: |
Складские комплексы «МОССАХАР» - аренда склада в Москве |
ОАО «Московский хладокомбинат №14» - аренда холодильных складов в Москве |